Жопочасы: откуда растёт мастерство

Есть человеко-часы, есть нормо-часы. А есть жопочасы.

Жопочасы - одно из моих любимых базовых понятий. Я думаю, если бы в своё время на экзаменах вместо уныния вроде "Дайте определение сходимости функциональных рядов" было "Дайте определение жопочасов" - я бы доучился до конца и закончил бы универ с красным дипломом.))

Часть I: Суть

Что такое жопочасы? Жопочасы - это время, проведённое за важным, но скучным делом.
 
В первую очередь - это упражнения на развитие техники. Например, когда ты сидишь на жопе и часами играешь чёртовы гаммы. Не особо интересное занятие, но повышает технику (или поддерживает, если ты уже бог), и получается, что это что-то в духе "надо значит надо". В общем случае - это время, вложенное в ваш проект по всем фронтам, в том числе и по интересным. Играешь гаммы - это жопочасы, придумываешь название для группы - жопочасы, ищешь подходящую студию - жопочасы, общаешься с дизайнером по поводу афиши - жопочасы, выступаешь - жопочасы. Везде - разный уровень интереса, но это всё и есть та работа по восхождению на вершину, благодаря которой звёзды - звёзды.
 
Кто умеет играть на гитаре - вспомните, сколько мук и боли было, пока вы не научились ставить баррэ. Прошло 15 лет с момента, как я сам этому научился, но кошмары на эту тему снятся мне до сих пор!) Сколько времени и боли нужно для освоения игры на гитаре медиатором через струну (или через 2 струны или через 3). Вокалисты знают, каково это - ставить голос. Особенно если сначала ты уже где-то как-то научился, и теперь тебе надо переучиваться. И ты вынужден днями и неделями петь эти чёртовы ма-мэ-ми-мо-му, чтобы вытащить звук из задницы и заставить его вибрировать на губах. Жопочасы и есть то самое количество, которое потом переходит в качество. 100 жопочасов занятий вокалом под надзором преподавателя дадут вам ощутимый прирост и в качестве звукоизвлечения, и в общей уверенности вас как вокалиста. Те, кто занимается звукорежиссурой, понимают сколько лет уходит на формирование эталона правильного звука в голове. Сколько косорылых, убитых, тихих и пережатых, глухих и слишком песочных миксов вышло из вашего Кубейса, прежде, чем пошли слушабельные треки)) Сколько концертов вам пришлось отыграть, запороть и просрать, прежде, чем прошёл страх выступлений и появилась уверенность и свой стиль поведения.

Это всё - жопочасы.

Помните поговорку "Успех - это 5% таланта и 95% труда"? Так вот, 95% труда - это про жопочасы. "Повторение - мать учения" - это про жопочасы. Потому что мало знать, как играются риффы через струну, - ещё надо прогнать конкретные упражнения через свои музыкальные рефлексы много унылых раз, чтобы издаваемые звуки превратились из "Слушай, ты можешь не играть, пока я тут?" в "Ого, красиво. Это чьё?". Олимпийские медали у спортсменов - это тоже жопочасы. Много, очень много жопочасов. При том, что на самой жопе спортсмен сидит только между подходами, когда отдыхает, или в кабинете врача, когда сдаёт кровь на допинг. Представьте, сколько часов тратят гимнасты на растяжку. Они просто сидят/лежат/стоят и растягиваются. Такова цена абсолютного успеха.
 
  • Есть, конечно, и неабсолютный успех. А такой, знаете. Относительный) Когда на группу приходит 50 человек друзей. Когда техника музыкантов не растёт, а иногда вообще деградирует. Когда творчество группы описывается фразой "Играем для себя," а её будущее - фразой "Не знаю, не получилось что-то... и все забили". Не все группы хотят собирать стадионы, не все хотят быть лучшими. Есть музыканты, которые, действительно, играют для себя, и ничего сверх того им не нужно. К ним претензий нет - красавчики и молодцы. А есть и те, кто играя для себя, собирают стадионы. Мир разнообразен, и "мгновенный успех" тоже существует и функционирует по своим законам.

Часть II: Проснись!

Если я не играю день, это замечаю я. Если я не играю два дня, это замечают критики. Если я не играю три дня - это замечают слушатели.
 
На начальном этапе жопочасы повышают технику музыканта. Когда техника достигает определённого уровня, жопочасы её поддерживают. В обоих случаях они необходимы для роста или сохранения уровня. Но у них есть и ощутимый недостаток - скука. В принципе, несложно играть по 10 часов в день, если чувствовать постоянный прогресс. Это касается начинающих. А вот сидеть и играть каждый день на гитаре по 2 часа гаммы чтобы просто не терять форму - это, знаете ли, движуха на любителя))
 
Но скука - это лишь сигнал. Сигнал, который возникает, если человек что-то делает не так. Скука говорит о том, что ты работаешь против своей мотивации. И часто музыкант пытается искусственно поддержать упражнения дисциплиной - мол, каждый день буду час-два-пять гонять гаммы, писать тексты, стучать на барабанах, но если не решить главную проблему с мотивацией, то дисциплина долго не протянет. Не говоря уже о том, что музыка - весьма эмоциональная сфера, а насилие вроде дисциплины разрушает саму её суть.
 
Я в своё время когда столкнулся с этой проблемой, понял, что несмотря на то, как глубоко и ясно я всё понимаю, работать против своей мотивации - невозможно. Я разобрался в ситуации насколько смог, и понял следующее. Мне не нужно играть на гитаре всеми приёмами на всех скоростях, и поэтому мне не надо учиться играть "на всей гитаре". Мне например надо для данной песни научиться одному конкретному приёму - и я неделю долблю только этот приём. Мотивации хватает выше крыши - потому что я знаю, зачем я учусь этому приёму. Я учусь ему, чтобы записать партию, дальше я запишу вокал, сведу, и песня готова. Это будет 8-я песня на альбоме из 16-ти песен. Я вижу результат целиком и понимаю, что меня от финиша отделяет среди прочего один конкретный навык. Этот навык - один маленький шаг на большом пути. И когда я сажусь оттачивать этот приём, я не на стуле сижу и не унынием каким-то занимаюсь, а делаю альбом. Делаю один из необходимых маленьких шагов для его создания.
 
Со мной это сработало. Я очень хотел сделать альбом - это была моя главная мотивация. Именно она заставляла меня учиться играть на гитаре, заниматься вокалом, писать-переписывать по 100 раз тексты, разбираться в записи и сведении. И было очень легко утонуть в этих мелочах, забыв о главном. Я много раз "просыпался" в 3 часа ночи за компом, читая 23-ю страницу (из 105-ти) какого-то форума, где звукорежиссёры выясняли разницу между записью в 44100 кгц и 48000 кгц. Унылость этого вопроса и всего процесса могла 300 раз убить меня, но я каждый раз, когда чувствовал скуку, вспоминал главное - зачем я всем этим занимаюсь. Я занимаюсь этим, чтобы сделать альбом. И мощный импульс мотивации проходил через меня, возвращая к реальности и давая новые силы. И на мой взгляд, всё очень просто: можно сделать что угодно, если знать, зачем ты это делаешь, и если помнить о главной цели. Поэтому я так на это смотрю: если вас убивает скука - вспомните, зачем вы этим занялись изначально. Как именно вы хотели изменить мир или поделиться с людьми своими идеями? С кем? Зачем? Почему это важно? Просто вы погрузились на несколько уровней вглубь всех этих мелочей. От создания альбома вы погрузились в звукорежиссуру, в самой звукорежиссуре вы углубились в компрессию и внутри компрессии вы сидите в 2 часа ночи и читаете о разнице между компрессорами CLA-3A и CLA-76. Это похоже на погружение в сны, как в фильме "Начало" с Леонардо ди Каприо. Вам просто нужно несколько раз проснуться и вернуться в основную реальность - вспомнить первоначальную идею и первоначальную мотивацию.

Часть III: Ничего лишнего!

Вернёмся к тому моменту, когда я решил вместо "всей гитары" освоить только один приём. Кроме тех нескольких приёмов, которые я в своё время точечно освоил для записи альбома, я гитарист так себе - я до сих пор не смогу обыграть пентатонику, я не знаю все эти лады с греческо-эльфийскими названиями, я не знаю ни одного известного соло, чтобы понтоваться им на тусовках среди друзей. Но я тогда очень точно уловил главную мысль: если бы вместо тренировки конкретного навыка я решил научиться играть на всей гитаре - я бы до сих пор не выпустил ни одной песни!
 
Похожим образом обстоит ситуация с вокалом. Я примерно понимал свои вкусы - в которые, например, не входят мелизмы. Ну, не люблю я их - не дорос пока) Поэтому я ни секунды в своей жизни не тратил на освоение мелизмов. Зато если бы я учился на вокальном факультете вуза, меня бы и через академические произведения-упражнения прогоняли, и биографиями композиторов бы загружали, и мелизмы бы я пел и всеми остальными вещами бы тоже занимался. При том, что КПД был бы на уровне 2%, а 98% сил и времени я бы тратил на то, что мне неинтересно (и потому убивает мотивацию) и бесполезно (я нигде это не применю, потому что мне это неинтересно). Закончилось бы это тотальной ненавистью к музыке, стабильной минусовой мотивацией и отсутствием всякого движения вперёд. Это то, что я реально видел своими глазами у себя в студии.
 
В ту же степь - звукорежиссура. Я не знаю ВСЮ звукорежиссуру и знать не собираюсь.. Я знаю только то, что мне нужно для моей конкретной работы. Если мне что-то понадобится - я возьму и освою это. Например, я не знаю, как правильно записывать или подзвучивать на концертах барабанные установки. В жизни мне это ни разу не пригодилось, и с учётом направления, которое я выбрал - никогда не пригодится. Учить это про запас было бы величайшей и тупейшей тратой времени, к тому же, это всё равно быстро выветрится.
 
В итоге я очень трепетно отношусь к тому, куда тратить жопочасы, потому что в этом - ключ к мотивации. Поломаешь мотивацию - проект встанет, а ты упадёшь в депрессию. Я знаю, насколько легко дойти до мотивационной ямы, когда просто нет желания заниматься музыкой дальше, зато есть ощущение пустоты и бессмысленности происходящего. Это я сейчас такой умный сижу тут, статьи пишу. А сколько ям я прошёл, прежде, чем здесь оказаться - ого-го! Это отдельная жуткая история.

В общем, я к чему веду. Жопочасы можно бездумно тратить, а можно с умом инвестировать. Лучше, естественно, инвестировать.

Инвестировать - это когда ты 20 жопочасов отрабатываешь определённый приём, и затем сразу же его используешь в деле. Например, используешь его на записи новой песни. Научился-применил-получил удовольствие. Удовольствие это - больше от применения новоразученного приёма, чем от результата (будем честны, за 4 дня результат будет не так крут, как за 4 месяца ежедневного оттачивания). И это удовольствие пополняет резерв жопочасов, вот где собака зарыта! Теперь ты можешь пойти и ещё 30-40-50 часов потратить на обучение чему-то новому, или на написание песни. А ещё жопочасы можно тратить. Это когда ты 20 часов отрабатывал приём "про запас", после этого не применил его, и постепенно он откатился-забылся. Потом ты потратил ещё 30 часов на освоение другого приёма, и тоже его не использовал. Эти действия только тратят мотивацию, убивают интерес и загоняют проект в мотивационные минуса. Или другой пример того же явления, но в масштабах группы: группа сыгралась, отточила программу. Теперь надо начинать выступать! Если передержать и вместо выступлений продолжать репетиции - начнётся перегорание и просёр мотивации. Постепенно всем надоест топтаться на месте и тратить силы-время на прогон того, что все и так знают, и однажды это выльется во что-то нехорошее.
 
Инвестирование подразумевает, что у тебя есть цель - например, записать песню с таким-то новым приёмом (пусть это будет экстрим-вокал на определённом участке припева). Для этого тебе его надо сначала освоить - и ты начинаешь его осваивать. Сам или с помощью преподавателя или видеошколы. Это уже похоже на небольшой план:
1. Определить, что за приём нужно освоить.
2. Понять, как его лучше всего освоить (проще, быстрее, дешевле, правильнее, безопаснее).
3. Освоить (позаниматься по школе или отходить к преподавателю столько-то раз).
4. Применить (на записи, на концерте).
5. Получить профит (поймать кайф, покидать понты :).
 
Когда я говорю "план", я не имею в виду, что тебе нужно носиться с распечатанными на листе пунктами, как продавцу в Эльдорадо, и ставить галочки после выполнения. Я говорю о субъективном ощущении направления и осмысленности движения. Что ты не просто пришёл, взял гитару, пару часов поиграл любимые риффы, 3 минуты погонял гаммы - и типа, ты гитарой позанимался 2 часа за сегодня, можно идти в Доту катать. Это как раз трата. Речь о том, что ты берёшь гитару, а у тебя в голове вспыхивает цепочка связанных действий, ведущих к желаемой цели, и ты понимаешь, что среди кучи вещей, которые ты можешь сыграть сейчас на гитаре, есть всего одна, которая даст максимальную отдачу - это разрабатывание нового приёма. И это не насильственное "дисциплинарное" следование плану, это должно (говорю про себя) идти изнутри. Это то, что ты реально хочешь делать больше всего. Так это работает у меня - и уже много лет я не знаю проблем с выполнением любых упражнений, сколь унылыми бы они не казались человечеству.
 
Если немного обобщить, то получится так: жопочасы нужно вкладывать в те направления, в которых ты сразу сможешь их применить, и не вкладывать их туда, где применить сразу не сможешь. Тогда жопочасов хватит на всё!

Послесловие

Парадокс: жопочасы требуют терпения, и при этом, жопочасы учат терпению. Это происходит независимо от того, настроил ты себя на позитивный мотивационный лад или продолжаешь страдать, играя мажорную пентатонику от первого лада шестой струны. Вытерпеть тысячи жопочасов в погоне за Истинным Мастерством - это путь, а точнее, один из ключевых отрезков пути. Мастерами не рождаются, мастера вырастают на стульях, на которых проводят тысячи жопочасов. Кроме того, это сложное испытание, которое отсеивает нетерпеливых, слабых и прочих случайных посетителей. Зато победитель получает всё! Концерты, туры, фанатов и фанаток, респекты и зависть.) Стоит ли оно того - каждый решает сам. В гору подниматься трудно, но иначе на вершину не попасть.