Зачем писать песню?

По логике этот выпуск должен быть первым. Потому что цель определяет дальнейшую деятельность. Если цели нет или она неизвестна – деятельность не имеет смысла и превращается в Броуновское движение: человек суетится, бегает, потеет, а завтра всё переделывает.

Итак, зачем мы пишем песню? Логично задать вопрос: а зачем люди слушают музыку? Несколько месяцев назад я бегал по Интернету с граблями, выпалывая мельчайшие частички Истины, пытаясь ответить на этот вопрос. Составил текстовик из 30-ти страниц с цитатами и мнениями. Открывая его день за днём, думая и переваривая, я упрощал и в результате пришёл к простому ответу.

Люди слушают музыку, чтобы получить эмоции.

Ещё это можно назвать энергией. Конкретно люди слушают музыку, чтобы поднять настроение, вдохновиться, расслабиться, войти в тонус, взбодриться – это всё проявления одного явления, которое состоит в том, что человек получает энергию, «заряжается» (я не люблю слово «энергия», т.к. оно ассоциируется у меня с сектами, но ещё ассоциируется с джоулями, а против науки я бессилен :).

Вот именно повышать энергию слушателя и должна ваша песня. Восстанавливать ману, если хотите :) Она может расслаблять, бодрить, злить или толкать на подвиги, вызывать слёзы или заставлять смеяться. И при этом - Внимание! – автор должен осознавать, какой результат он хочет достичь песней!

Уверен, эта мысль для вас новая и в голове заскрежетало что-то свежее и перспективное. Ещё раз: когда я сажусь писать песню, я знаю, какие эмоции я хочу вызвать у слушателей. Я думаю об этом. Я прикидываю варианты. Думаю - что бы я хотел получить, а что точно не хотел бы. Хочу ли я, чтобы слушатель улыбнулся в первом куплете? Если да - то какая это должна быть улыбка - улыбка юмора? Улыбка человека, который услышал что-то, что у него тоже было в жизни? Улыбка человека, которому нравится, как я, автор, играю словами? Или может, я хочу, чтобы он воспринял меня серьёзно? Как мне этого добиться? Какие слова мне стоит использовать для этого, а какие - стопудово не стоит? Хочу ли я, чтобы слушатель уснул от скуки? Если нет - то уместно ли делать минутное вступление и двухминутное завершение, или всё-таки лучше сделать трёхминутный радиоформат?

Если же вы пишете песню «просто так» - слушатель будет чувствовать «хрен знает что». Послушает один раз, выделит и нажмёт delete. Вы этого результата хотели?

Вообще, я обращаю ваше внимание на то, что чем больше деталей осознаёт человек, тем более совершенным, цельным и осмысленным получается его творение. Так что когда вы слышите «да не знаю я, какая разница? Как получится – так получится» - перед вами явно не Мастер своего дела.

На начальном этапе, пока ты не знаешь, как отреагирует слушатель на определённый твой приём, можно воспользоваться таким методом - вспомни, что ты чувствовал, когда придумывал этот фрагмент. Именно это почувствует слушатель (плюс-минус погрешность). Поэтому вывод: если ты придумал строчку или мелодический ход и не почувствовал ничего, либо не понял, что почувствовал, - строчка неудачная, переписывай! Переписывай, пока не почувствуешь, что тебя самого торкает!

Этот совет я могу сказать практически по поводу любой мелочи. Рифма не цепляет, банальная? Придумай другую! Мелодия «что-то напоминает»? Придумай другую! (хотя бы подними её на 2 ступени. Может, ещё лучше зазвучит.  – Маленькая хитрость :) Не хватает драйва? Всю песню – на терцию вверх. Ну, это уже радикальный метод в духе «У вас болит живот? Скальпель!», но подход, надеюсь, понятен.

Итак, логика такова: песню вы пишете, чтобы зарядить слушателя энергией, чтобы он почувствовал. А чтобы слушатель чувствовал при прослушивании, нужно чтобы автор чувствовал при написании.

Я слышал много русских рэпперов, записывающихся «от нечего делать». Я слышал много русских рок-панк-групп, записывающих песни «потому что собрались вместе». Именно от неосознанности и непонимания цели творчества у них всех такой низкий КПД (из 1000 групп дай Бог, чтоб хоть 1 пробилась на уровень, когда можно жить только творчеством).

Встречается точка зрения «А я пишу для себя, мне по фиг на слушателей». Если человек говорит это искренне, то ради бога. Я, например, сам часто сажусь с гитарой и пою для себя – мне нравятся физиологические ощущения от пения, поэтому слушатель мне не нужен в этих случаях, как не нужен для того, чтобы получить удовольствие от чашки чая. :)

Но что делать с ребятами, которые врут сами себе и за враньём скрывают своё неумение или нежелание признать свои ошибки и начать учиться? Он говорит, что «пишет для себя», но выкладывает песни в Интернет или поёт их хотя бы своей кошке. Всё, логика нарушена. Раз выложил в инет - значит, пишет не для себя, и значит, врёт. И первым шагом - нужно признать: да, блин, я хочу писать так, и чтобы мне нравилось, и чтобы людям нравилось, и чтобы им срывало башню, и чтобы они приходили ко мне толпами и говорили, какой я кайфовый.

В любом случае – для себя вы пишете или для других – в следующих выпусках я освещу множество нюансов и технических деталей написания песни, которые не помешает знать каждому, втянутому в наше творческое дело.

А пока, как вы видите, у нас - теоретически-идеологическая часть. И она подъехала к концу. :)

Mr. Zer0


1ntroVert