Кто ты, автор?
Следующий момент, который нужно понимать, чтобы писать тексты быстро и легко, - это понимание сущности лирического героя. ЛГ – это тот, от чьего лица написан текст. В прошлых выпусках я приводил в пример «Лучший город земли» Магомаева. Там лирический герой – москвич, любящий свой город. Выделение – принципиально, т.к. оно надевает на героя розовые очки, в результате чего он видит только лучшие стороны. Кто писал текст – неважно, но однозначно, что песня была написана быстро. Потому что все эти образы у москвичей – под носом.
И гораздо большей проблемой для автора было определить, какие из образов использовать, а какие выкинуть, чтобы не перегружать песню. Эта проблема, кстати, должна постигнуть тех из читателей, кто успешно переваривает эту рассылку и применяет то, что узнаёт, на практике. Рано или поздно ты сядешь писать и напишешь три страницы текста, а ещё десять останутся в голове. И там не будет воды, лишних строк или нелогичного бреда, - там будет всё по теме. И теперь придётся взять на себя роль Гитлера и решить, какие строки останутся жить, а какие будут сожжены в концлагерях мозга.
Итак, лирический герой. Кто он? Зачем он нужен? Как его выбрать или создать? Что будет, если ЛГ в песне не представлен в ассортименте? Должен ли он быть один или же с друзьями детства? Где потереть лампу, чтобы вызвать ЛГ? Был ли лирический герой на Луне? Давайте думать.
Понимание лирического героя даст много принципиально новых идей для текста. Ими спокойно можно будет заменить воду, повысив осмысленность текста. Чем точнее автор влезет в шкуру лирического героя, тем легче ему будет писать.
Давайте возьмём в качестве примера известный давний хит Eminem feat. Dido – Stan. Лирических героев – два. Это фанат Эминема (3 куплета) и сам Эминем (1 куплет). Ещё есть Дайдо, но она нас не интересует. Текст оформлен в виде писем. Идея – артист в ответе за тех, кого приручил (за фанатов). Тема – описание бытовухи фэна и бытовухи Эминема.
Так вот в тот самый момент, когда Эминем понял, что его лирический герой – это его фанат, он увидел всю песню целиком. И в голове написал 33 страницы. Потом сидел и вырезал неподходящие строки и оставлял только лучшие. Я не телепат, но уверен, примерно так и было. Если бы он представил ЛГ стоматологом, - он бы тоже сразу всё увидел. Просто изменился бы стиль (стал более научно-циничным), сравнения стали бы из сферы зубников, вываливающихся пломб и кариеса, но суть бы сохранилась.
Ну или если вместо фаната и рэппера мы возьмём маньяка и его подражателя – мы получим то же самое, просто будут другие слова и образы. Давайте разовьём эту тему. :) Маньяк сидит в тюрьме. Подражатель кого-то мочит, фоткает свои преступления и шлёт всё это своему кумиру по почте. Но кумир молчит. От куплета к куплету подражатель начинает окончательно терять рассудок, и в конце едет в тюрьму, чтобы убить кумира. По пути врезается во что-то и умирает. И вуаля – 4-й куплет пишет маньяк. В стиле «извини, у меня был пересмотр дела, а потом я подрался с новеньким и лежал 3 месяца в коме. Но потом выздоровел, теперь меня оправдали, и я сижу дома, попиваю пивко. Я тебе хотел сказать, ты завязывай там, все эти убийства – херня полная. Давай встретимся, пообщаемся на эту тему. Твой маньяк».
Дальше – полчаса, чтобы всё зарифмовать, и песня готова. Повторяю: как только вы увидите лирического героя, как только поймёте, что это за человек, что он хочет, чего боится, зачем живёт или почему хочет умереть, - считайте, 80% песни у вас в кармане.
Или взять нашу «любимую» Максим. Бегло прослушал несколько песен. ЛГ – романтическая девочка-одиночка-подросток. Посмотрел пару интервью с Максим, и вывод прост – ЛГ она писала с себя, и уверен, ни о каком ЛГ вообще не задумывалась ни на секунду. :) Но когда задумается – перейдёт на следующий левел. Это, кстати, довольно распространённое явление. Вы можете привести мне 1000 примеров артистов, которые нихрена никогда не думали ни о ЛГ, ни о логике, ни о чём таком, и всё равно писали охренительные песни и добились мировой славы. Да, это есть. Есть люди, которые научились правильно писать тексты ещё до того, как начали их писать. Это уже специфика нашей деятельности. Ведь все мы с детства говорим, используем слова, речь, доносим до людей свои мысли и чувства. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже. И вот однажды, когда один из тех, кто "лучше", начинает писать песни, - он делает это сразу на довольно высоком уровне. А со стороны кажется - "Ого, да он гений! Смотри, какого успеха достиг! Он прямо рождён для этого!".
Если сравнить это с игрой на фортепиано, то это станет практически невозможно - т.к. не существует никакой другой похожей деятельности, которой бы все люди занимались с детства, которая была бы связана с продавливанием 88 клавиш и извлечением из них звуков. Поэтому не было людей, которые сели за рояль и сразу сыграли концерт Бетховена. Сначала нужно набить моторику.
Ладно, к теме. Я лично о лиргерое задумываюсь только тогда, когда без него «не пишется». Тогда оставляю текст, и начинаю думать только о нём. О том, что же это за человек, от лица которого я пишу текст? Ясно, что раз я сижу в ступоре, то ЛГ – это не я. (Потому что от своего лица любому человеку всегда есть что сказать) А раз не я – то нужно выяснить, кто он. Почему я вообще пишу не от своего лица, а от его? Можно ли всё перевести так, чтобы я писал от себя? Если нет - ладно, почему он оказался в этих условиях? Что он чувствует? Почему чувствует это, а не что-то другое? Что он хочет сделать? Что он делает? И так далее. Отвечать на эти вопросы нужно до тех пор, пока после одного из ответов ты не увидишь образ целиком. Может, это окажется кто-то из друзей-знакомых. Или герой книги или фильма. Или ты-сам-пятилетней-давности. Как только увидел целиком – на фиг вопросы, пиши песню дальше, пиши всё подряд, учитывая инфу из предыдущих выпусков: без воды, без лишних строк, логика и т.п.
Если сравнивать две песни – одну с ЛГ, другую без, то «при прочих равных условиях» песня с ЛГ более осязаема, более лична и конкретна. Как следствие – она лучше запомнится и будет более яркая и цельная. Песни без ЛГ подходят для фона, либо для создания атмосферной отстранённости. А юзать ЛГ или нет – зависит от задумки, от жанра и от прочего. Например, бардовские песни с акцентом на смысл без ЛГ вообще не имеют смысла. А какого-нибудь Scootera представить с осмысленными текстами с продуманной психологией лирического героя – я вообще не способен. ))) Так что, вы можете использовать ЛГ или нет, но знать об этом и уметь это мастеровитый автор обязан.
Mr. Zer0