Вдохи в текстах песен
Несмотря на то, что я бесконечное число раз встречал вдоховые проблемы у своих клиентов, занимающихся рэпом, последней каплей всё-таки стала песня, к рэпу отношения не имеющая.
Нас интересует припев:
Без тебя жизни нет - я не могу найти.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
Ни одного пути грешной души в зиме.
Без тебя смысла нет; без тебя жизни нет.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
Без тебя жизни нет. Я не могу найти
Ни одного пути грешной души в зиме.
Без тебя смысла нет; без тебя жизни нет;
Жизни нет.
Прекрасная песня, позитивная, мелодичная, добрая, светлая, тёплая, красивая, стильная. Пиццерийщики совершенно заслуженно получили за неё Золотой граммофон.
И всё вроде хорошо, но вы заметили, что в припеве нет вдохов? Я как слушатель пытаюсь подпевать - и примерно в конце 3-й строки понимаю, что мне не хватает воздуха. И кайф обламывается. Раз.
Что, если кто-то из играющих на гитаре фанатов захочет сделать кавер? Как ему это сделать? Выкидывать слова из песни? Комкать концы строк, сбивая ритмику, кач и красоту, прикидываясь астматиком? Начинающие в принципе не обладают широким арсеналом приёмов, и уж тем более не владеют хитрыми способами обхода ошибок кумиров. И кавера эти, значит, будут не такими крутыми, как оригинал автора, а будут заведомо жалкими. Два.
Как сам автор собирается исполнять эту песню на лайвах? У него две пары лёгких? Где он возьмёт столько воздуха? Нигде. А значит, он будет делать то же, что фанаты - выкидывать слова, либо комкать ритмику, вставляя вдохи туда, где для них изначально не было места. В зависимости от его скилов, он может это весьма хорошо замаскировать, а может, и нет. В любом случае это не будет так же круто, как в оригинале. И не потому, что "лайв - это в принципе другое, это не оригинал", а потому что косяк. Три.
Нет, технически-то вдохи есть, но они погребены под тейками, наслоенными друг на друга - исполнитель записывался по пол-строчки, вслушайтесь. Я щас специально записал, чтобы показать, как это выглядит в аудиоредакторе:
Без тебя жизни нет - я не могу найти.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
И т. д.
Минздрав предупреждает: Запись тейками убивает, будьте осторожны!
Если текст уже написан, вокал записан, и песня релизнута, то задним числом вынимать слова из текста ради освобождения пространства для вдохов - единственный выход. Но слушатели-то уже привыкли-выучили первую версию. И некоторые из них, разумеется, будут говорить "ТЫ СПЕЛ НЕ ТАК КАК В ОРИГИНАЛЕ". У автора есть несколько путей, и все они связаны с болью. Можно объяснять всем и каждому, но желание объяснять где-то после 200-го объяснения очень сильно ослабевает, поверьте моему суровому опыту)) Можно ничего не объяснять и ходить с лицом "Я не собираюсь тебе ничего объяснять" - и кроме обвинений в том, что старая версия лучше, получить ещё и ярлык "ЗАЗВЕЗДИЛСЯ". Причём, как слушатель я прекрасно понимаю эти эмоции, я тоже люблю чтобы как в записи, но для исполнителя "как в записи" невозможно, и возникает вся эта идиотская ситуация.
Поднимите руку кто хочет возиться с этими проблемами вместо того, чтобы заниматься музыкой?
Вот и я об этом. Поэтому - вдохи надо продумывать на этапе написания текста, ибо вдохи - это часть текста, как рифмы, слова и паузы. После некоторого количества практики это станет естественным, лёгким и незаметным процессом (встраивание в текст мест под вдохи), и гораздо выгоднее один раз этому осознанно научиться, чем иметь дело с последствиями.
Ну, а теперь поехали по практике.
Я подумал, а как и куда можно сдвинуть-раздвинуть-выкинуть слова в этом припеве Романса, чтобы его можно было исполнить легко и без астмы?
Какие же дела? Давайте посмотрим, куда я вставил вдохи, и какой ценой:
*ВДОХ* Без тебя жизни нет - я не могу найти.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
*ВДОХ* Ни одного пути грешной души в зиме.
Без тебя смысла нет; без тебя и жизни нет.
*ВДОХ* Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
Без тебя жизни нет. Я не могу найти
*ВДОХ* Ни одного пути грешной души в зиме.
Без тебя смысла нет; без тебя жизни нет;
Жизни нет.
Каждые 2 строки я беру полноценный вдох, не задыхаюсь, не запыхиваюсь и по такой схеме могу петь этот припев подряд несколько раз. Чтобы взять 2-й и 4-й вдохи, я сплющил фразу "ни одного", выломав её из изначальной ритмики. Чтобы взять 3-й вдох, я заменил "без тебя" на "и", и в освободившееся от двух выкинутых слогов место, поставил "жизни нет", то есть, сдвинул эту фразу раньше на 2 слога. За счёт этого освободилось пространство между "жизни нет" и "сколько не жмись". Вдыхай - не хочу. Никакой астмы, скомканных концов слов, никакого рандома и никакого ощущения "о чёрт, воздух кончается где же взять вдох". Всё продумано, вдохи вписаны в припев как текст, и поэтому каждый раз они будут в одних и тех же местах. И поэтому как исполнитель я про вдохи не думаю никогда - я эту проблему решаю во время работы с текстом.
Да, это звучит не так, как в оригинале, но ничего с этим не поделать. Чтобы ваш слушатель не испытывал это поганое разочаровательное ощущение "НЕ ТАК, КАК В ОРИГИНАЛЕ", нужно эти вещи продумывать заранее.
Теперь мы посмотрим, как автор исполняет свою песню лайвом.
Вот оно всё и понятно. Как бы я ни шутил про две пары лёгких, но именно это и сделал автор. Разумеется, песню с непрописанными вдохами можно исполнить вдвоём, кто бы сомневался. Но это уже анекдот какой-то.
-Сколько нужно человек, чтобы исполнить вашу песню?
-Два: один поёт, второй дышит.
Плюс обратите внимание, он всё-таки засунул один вдох туда, где его изначально не было. Жирный шрифт - то, что поёт девушка.
Без тебя жизни нет - я не могу найти.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
*ВДОХ* Ни одного пути грешной души в зиме.
Без тебя смысла нет; без тебя жизни нет.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
Без тебя жизни нет. Я не могу найти
Ни одного пути грешной души в зиме.
Без тебя смысла нет; без тебя жизни нет;
Жизни нет.
А девушку сначала не вывели на достаточную громкость, а когда вывели, начал фонить звук, плюс она бэк-вокалистка, а не основная, поэтому не привыкла тащить, плюс партия у неё, скорее всего, не в той тесситуре, чтобы солировать, и в итоге звучит это всё некруто и сыро. Вот нафига Пицце такие проблемы на выступлениях? Это было бы нормально на чьей-то днюхе, где всё делается по приколу, но камон, группа берёт Золотой граммофон и выступает в клубе Известия Hall на 2000 человек - это не днюха и не вписка.
Дальше. Та же песня, тоже лайв, но теперь на Авторадио.
Без тебя жизни нет - я не могу найти.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
Ни одного пути *ВДОХ* грешной души в зиме.
*ВДОХ* Без тебя смысла нет; *ВДОХ* без тебя жизни нет.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
*ВДОХ* Без тебя жизни нет. *ВДОХ* Я не могу найти
*ВДОХ* Ни одного пути *ВДОХ* грешной души в зиме.
*ВДОХ* Без тебя смысла нет; *ВДОХ* без тебя жизни нет;
Жизни нет.
Вот пример того, как автор сохранил изначальную ритмику. Ценой рваных и рубленых слов. Где та красивая плавность перехода одной строки в другую, которая есть в оригинале? Её нет. Резкие вдохи, как удары топора, рубят строки на равные части, укорачивая последние слоги и превращая красивую плавную песню в подвиг астматика.
В его версии сохранена ритмика, но просрана плавность, в моей версии сохранена плавность, но просрана ритмика. Суровый и жестокий выбор, и можно долго спорить о том, как лучше, думать о критериях и целях, а можно просто продумывать вдохи и не доводить до такого выбора в духе "Кого ты любишь больше - маму или папу".
Теперь пройдём по каверам.
Без тебя жизни нет - я не могу найти.
Сколько не жмись к стене, сквозь неё не пройти.
*ВДОХ* Ни одного пути грешной души в зиме.
*ВДОХ* Без тебя смысла нет; *ВДОХ* без тебя жизни нет.
Сколько не жмись к стене, *ВДОХ* сквозь неё не пройти.
*ВДОХ* Без тебя жизни нет. *ВДОХ* Я не могу найти
*ВДОХ* Ни одного пути грешной души в зиме.
*ВДОХ* Без тебя смысла нет; *ВДОХ* без тебя жизни нет;
Жизни нет.
Вдохи натыканы, практически как в лайв-версии Пиццы на Авторадио. Первые 2 строки ещё поются на первом вдохе, а дальше плавность разваливается. Человек занимается разборами аккордов, респект ему и хвала, но когда ему думать про вдохи и всё то, что я выше написал? Он двигается в другом направлении. И это как раз пункт №2 - песню с непродуманными вдохами слушателям-гитаристам будет петь весьма проблематично.
Ещё кавер.
Вот как может звучать припев, если его качественно разбить на два голоса. Ребята однозначно молодцы, к ним вопросов нет, но мне не нравится сама идея раскладывать припев на двух вокалистов. Это касается и первого лайва Пиццы. Текст написан от лица одного человека, какой смысл петь его по пол-строчки? Это притянутое за уши исполнение по ролям, хотя роль тут одна. С точки зрения шоу, кавер-фишки - ради бога, но с точки зрения песни и её изначальной задумки - нет.
Дальше.
Серьёзно, сколько нужно человек, чтобы спеть эту песню?
Девчонки явно пели для себя и для души, какие к ним могут быть вопросы. Но вопросы могут быть к моим читателям. Вы бы хотели, чтобы для исполнения вашей песни было нужно минимум 3 человека?))) И не потому, что вы написали красивый интервальный канон или трёхголосную партию, а потому что не продумали места для вдохов.
Не очень вариант, да?
Следующие примеры пройдём блицем.
У Noize MC есть песня Кантемировская, где в студийной версии на первый куплет приходится 3 вдоха, тогда как в лайвах Нойз вставляет ещё 3 вдоха - вместо выкинутых слов.
*Можно нажать на таймкод и трек заиграет с нужного места.
Студийная версия, 0:32.
Я никогда ещё не выходил на этой станции метро
Хотя меня где только не катал подземного локомотива крот.
Я был во всех его норах, как минимум проездом,
И синим и трезвым, и сидя, и в поисках свободного места,
Какую ветку не возьми
Везде найдутся отпечатки когтей моих лап на пересадках,
*ВДОХ* Я истоптал по ступенькам лестницы эскалаторов,
Путь, равный по длине трём-четырём земным экваторам,
Но вот на Кантемировской пока что не был ни разу, не было мазы.
И вот я здесь, убитый в мясо,
Втыкаю на краю платформы в стену напротив.
*ВДОХ* Рядом снуют суетливо какие-то дети, дяди и тёти,
Их крайне заботят абсолютно неважные вещи.
Я зрение напряг, красные цифры стали резче.
*ВДОХ* Время на табло ползёт надоедливо медленно,
Я первого вагона жду там, где все ждут последнего.
Лайв.
Я никогда ещё не выходил на этой станции метро
Хотя меня где только не катал подземного локомотива крот.
Я был во всех его норах, как минимум проездом,
И синим и трезвым, и сидя, и в поисках свободного места,
*ВДОХ* Какую ветку не возьми
Везде найдутся отпечатки когтей моих лап на пересадках,
*ВДОХ* Я истоптал по ступенькам лестницы эскалаторов,
Путь, равный по длине трём-четырём земным экваторам,
Но вот на Кантемировской пока что не был ни разу, *ВДОХ* не было мазы.
*ВДОХ* И вот я здесь, убитый в мясо,
Втыкаю на краю платформы в стену напротив.
*ВДОХ* Рядом снуют суетливо какие-то дети, дяди и тёти,
Их крайне заботят абсолютно неважные вещи.
Я зрение напряг, красные цифры стали резче.
*ВДОХ* Время на табло ползёт надоедливо медленно,
Я первого вагона жду там, где все ждут последнего.
Жирным шрифтом я выделил выкинутые слова и вставленные новые вдохи. Писать текст, записывать его в студии, а потом на лайвах выкидывать из него слова, чтобы брать вдохи - это не выглядит как правильный подход. Это выглядит как идиотизм.
А вот и сам Эминем пожаловал ко мне в роли антипримера. Даже лучшие ошибаются.
2001-й год, классика. Послушайте, как плотно написан текст. Помню, как в детстве пытался подпевать-подчитывать Эминему, и как вечно не хватало дыхания. Тогда я думал, что это со мной что-то не так, и что когда вырасту, то буду как Эминем, и смогу это прочитать.)) А дело было в том, что тут текст тоже написан не для сольного исполнения. На полудохлой подаче ещё можно отстреляться, но если наваливать, как Маршалл - одной парой лёгких точно не обойтись.
И вуаля, то же решение, что у Пиццы: подключается вторая пара лёгких!
Субтитры - для тех, кто не знает английский, но знает испанский.
Во-первых, в Штатах уже давно является нормой исполнение рэпа под полу-плюс, поэтому даже если бы Эминем был один, в его читке не было бы совсем неприличных ям - там бы как минимум играл его же приглушённый голос. Во-вторых, его напарник, бэк-мс, читает совсем не как бэк. Его микрофон выведен на тот же уровень, что микрофон Эминема, и по громкости они равны. И третий момент, бэк-мс исполняет не полудохлым голосом бэк-вокалиста, как в примере с Пиццей, а на максимальной подаче. Настолько уверенно, что если вы не будете смотреть на экран, а будете только слушать, вы можете не заметить места, где Эминем замолкал и брал вдох, а в это время читал бэк-мс. Четвёртый момент - это явно отрепетированная схема - работая в паре, они заранее разобрались, какие слова Маршалл будет пропускать, чтобы взять вдох, и чтобы в этом месте напарник его прикрыл. И пятый - наличие на сцене второго МС увеличивает движушность происходящего на сцене. Американцы лучше всех знают, как сделать шоу, и они делают его любыми способами. И в сумме получается, что из недостатка песни (невозможности сольного исполнения) они устроили шоу, хотя изначально им нужна была "всего лишь" вторая пара лёгких.
По-моему, это очень круто. И смотрится-слушается органично, и бешеная энергетика передаётся даже через видос многолетней давности.
Мой внутренний перфекционист, конечно, хмурит лоб, дескать, "НЕ КАК В ОРИГИНАЛЕ", но по сравнению с попытками Пиццы исполнить свою песню с непродуманными вдохами, это просто божественно.
Что дальше по вдохам?
Есть простой способ понять, всё ли в порядке в песне со вдохами - исполнить её целиком 2-3 раза подряд и посмотреть, запыхались вы или нет. Явный признак плохо проработанных вдохов - если в одном и том же месте вы испытываете проблемы с дыханием. Если это так - откатитесь назад и поищите место, где нужно взять вдох, и впишите его туда. Вдох может нарушать грандиозную задумку вашей творческой личности, ломать ритмику и кач, но организм диктует свои правила.
Когда речь о вдохах, в первую очередь вокалист - организм, и только во вторую - личность.
При этом вдохи лучше вставлять в такие места, где они будут наименее заметны - в паузы между логическими более-менее завершёнными блоками. В первую очередь это стыки между предложениями и места внутри предложений, где уместны завершающие интонации и смысловые паузы. Можно брать вдохи и в обычных паузах (например, при перечислении или перед сравнениями), но главное, чтобы это не было так, словно вы разорвали предложение посередине чтобы взять вдох. Звучать это будет любительски.
Про монтаж в кинематографе говорят - каким бы сложным, техничным, красивым он не был, он должен быть незаметным. Вот со вдохами то же самое: если слушатель замечает, что артист дышит, это значит, вдохи прописаны неправильно (или артист не в форме или его плохо свели - но сейчас не об этом).
Идеальный вокалист не дышит.
В зависимости от темпа песни, мощности подачи и особенностей текста, количество пропеваемого на одном вдохе текста, может разниться. В среднем это 1-2 строки (1-2 такта). Если вам почему-то приходится исполнять больше 2-х строк на одном дыхании, и вы чувствуете некий дискомфорт на тему "не хватает дыхания, щас побольше вдох возьму" - с большой вероятностью это как раз описываемая проблема, и взять вдох побольше - не лучшее решение. Да, для студийной записи вы возьмёте вдох побольше. Что вы будете делать на лайвах, когда к этой песне (а она например будет 5-я в треклисте) и к этому месту вы уже напрыгаетесь-накричитесь и частично выдохнетесь? Что ваши фанаты будут делать в этом месте, если захотят спеть вашу песню на вами же организованный в инстаграме конкурс? Сколько нужно человек, чтобы исполнить вашу песню?
И ещё совет из личного опыта. Не оставляйте места под вдохи впритык. Оставляйте с запасом. На лайвах вы будете прыгать, вы будете волноваться, у вас собьётся дыхание, и любые впритыковые места сразу начнут трещать по швам и всё обломают. Пусть паузы будут чуть длиннее. В некоторых местах можно продумать запасные места для вдохов.
Есть такая песня Oxxxymiron & Луперкаль - Ultima Thule. Не знаю, думали ли при написании текстов авторы о том, что я написал в этой статье, но они всё сделали правильно. В качестве подтверждения мой же кавер, записанный одним тейком. Я нигде не задыхался, не ловил астму и не передвигал слова. А ввиду технических заморочек и участия двух человек, это был далеко не первый дубль и не первый час, и дыхание у меня после всех предыдущих неудачных попыток не сбилось.
Отличный пример однотейковой лайво-ориентированной песни.
И ещё один совет из личного опыта по части лайвов и исполнения с участием нескольких вокалистов. Представьте стандартную тусовку-вечеринку, где друзья собрались и поют под гитару. И доходят до песни с непрописанными вдохами. И в этом хоровом и без того нестройном исполнении все начинают брать вдохи где попало. Один одну ноту оборвал пораньше, чтобы взять вдох, другой другую оборвал, третий паузу удлинил. Представляете, как это будет звучать? А если то же самое, но не на вечеринке, а на серьёзном мероприятии? То, что простительно на днюхе друга, непростительно на сцене. Это ещё один хэдшот в пользу того, чтобы писать вдохи как часть текста.
Отдельным бонусом при создании однотейковых песен идёт лёгкость работы звукаря. Я сам много лет записываю-свожу самых разных исполнителей, и большинство относится к возможности писаться тейками как к универсальному решению проблем. Неправильно проставленные вдохи (а обычно вообще непроставленные и непродуманные), невыговариваемые слова, выпадение из ритма - всё решается записью по строчке, по слову.
По букве.
А ведь когда-то запись по букве была для меня шуткой.
Про то, что бывает, когда человек больше полагается на технологические костыли, чем на развитие своих навыков, есть отдельная статья - На технологии надейся, а сам не плошай!
Выводы предсказуемы: продумывайте вдохи при написании текста, а не решайте эту проблему задним числом при помощи тейков.
Я когда пишу текст, прогоняю вслух, в полный голос, весь куплет с начала после каждых новых 2-х строчек. Как раз чтобы проверить, не сломалось ли в каком-то месте дыхание. А то я, может, увлёкся текстовыми приёмами, начал наваливать рифмы и ритмические рисунки, и под шумок завалил место для вдоха созвучием или ещё какой хреновиной. И если вдруг такие места обнаруживаются - тяжело вздыхаю и переделываю, вставляя вдоховую дыру.
Прогон обязательно делается в полный голос, чтобы расход дыхания был приближен к реальному. Сидеть и бубнить под нос - дело нехитрое, так можно и 16 строк на одном дыхании пробубнить, а толку? Этот бубнёж к реальному дыханию не имеет отношения.
Звукарь скажет вам спасибо. Звукарю будет приятно и легко работать с вами, по крайней мере, в этом моменте.
Итак, что мы имеем в сумме. Звукарь скажет спасибо; фанаты сделают нормальные кавера; на записи вам будет записываться легче, чем в случае если бы вы забили на вдохи; студийка будет звучать более естественно, чем если вы её будете склеивать из разных кусков; на лайвах вы легко исполните песню, и она будет звучать так, как в записи, с поправкой на живое исполнение.
Все счастливы. Незнакомые люди подходят к вам в клубе, жмут руку, дарят пиво, фоткаются с вами, и говорят, что это было очень круто, и дают визитки со скидками в разные приятные места. Кто-то из тёмного угла встаёт, подходит, берёт вас под руку и отводит в соседний тихий зал. И через полчаса вы возвращаетесь к друзьям, и немного пришибленно говорите, что ваше выступление так понравилось этому человеку, что он предложил проспонсировать создание вашей ЕПишки из 6 треков на крутейшей студии города.
Васюки становятся шахматной столицей мира.
И потом вы её запишете. Она может оказаться говном, может выстрелить, но шанс - вот он. Возможность вас нашла и прилипла к вам.
Само собой, это не только из-за того, что вы продумали вдохи)) Это из-за суммарного профессионализма. Профессионализм заметен со стороны, и он притягивает.
А складывается он не только из больших качеств типа целеустремлённости и таланта, но и из таких вот мелочей вроде работы с вдохами.