Дискотека Авария - Пей пиво
Короткое инструментальное вступление на 14 секунд и сразу же под звуки, напоминающие свисток футбольного судьи, аварийцы поют, что все пьют пиво, более того, масштаб как будто возрастает (Москва-Молдавия-Литва-Анталия-Сибирь-Германия-Весь мир-Авария-Пей пиво и ты). Тут ЦА ещё однозначнее, чем у Нойза, - мужчины от 20 и до бесконечности, футбольные фанаты.
Правда, я тащился от этой песни, когда мне было 15, а пиво я начал пить этак в 18. Но меня цепляла энергетика, жизнеутверждающие голоса исполнителей, лёгкость и естественность их голосов, ну и сама тема интересная, язык необычный (в то время, 2000-й, была популярна попса со стандартным текстом "твои глаза, мои руки, золото волос, без тебя" и т.п. - я даже тогда это с трудом слушал).
Первый полу-припев. Вступает мужской бас, лично у меня ассоциирующийся с пьющим пиво мужиком повышенной пузатости. С таким голосом пиво ассоциируется лучше, чем с предыдущими писклявыми голосами.
Первый куплет "Пей пиво пенное под ритмы современные, можешь один, вдвоём, втроём, всемером" - лично я представил классическую посиделку друзей в кабаке. Веселуха, шуточки, пошлятина, как обычно. Здесь с первых строк создан чёткий образ. Дальше, правда, смысл размазывается, но слушается нормально. Видимо, по инерции первого образа.
Первый припев. Перечисляются ситуации, где люди пьют пиво. Т.е. Авария оживляет в умах слушателей образы, заставляет их чувствовать, сопереживать. Причём берутся детали противоположные - "Пей пиво на траве" и "За столом", "С утра" и "Перед сном" - чтобы зацепить как можно больше народа.
Второй куплет (мелодия и ритмика другие, не как в первом. В плане структуры это интересно, я раньше не замечал этот момент, хотя песню помню хорошо). Перечисляются крайне разнообразные ситуации из жизни (ориентированы на мужчин!), и в конце привязываются к изменённому куску текста из вступления на тему "Да не важно, кто ты, где ты, - весь мир пьёт пиво, пей пиво!" (Снова оригинальщина в структуре).
Следующая часть. Мужской грубый бас напрямую призывает пить пиво. "Будь сильным и красивым", "Расслабься", "Чтобы жизнь была не так тосклива" - всё это достигается за счёт пива. :) Если голоса других участников более высокие, писклявые, юные, и вызывают больше улыбку и осознание, что это стёб, то этот голос внушает доверие, создаёт ощущение "Мужик знает что говорит". В плане структуры эта басовая вставка создаёт контраст, который привлекает внимание и не даёт отвлечься.
Второй припев. Не знаю, что тут сказать. Я почувствовал только, что после такого количества разных непохожих куплетов я испытал облегчение, когда услышал "что-то знакомое", т.е. "наконец-то припев!".
Следующая часть. Бас вставляет новую фразочку "Ешь мясо!". Это поворачивает песню в новую сторону, снова заставляет прислушаться. И в конце 4-х строк другой участник у него спрашивает "Какое мясо, Олег?!" Приём оживляет песню. Фишка.
Дальше Олег рассказывает про мясо в стиле всей песни, отпуская лёгкие шуточки. Снова держится внимание, т.к. новая ветвь темы.
Третий припев. Драмсы расслябляются, баса нет, слушателя подготавливают к тому, что скоро конец. Никаких соляков и симфоний в конце. 8 тактов и чёткий конец (без фейдаута).
Попробую обобщить до тезисов.
1. Созываем аудиторию.
Это твоя мысль, но она мне кажется истиной в последней инстанции, я её даже просто в жизни начал применять ))
2. Вещдок.
Грубый бас в песне о пиве - лучшее вещественное доказательство причастности автора к описываемому. Разве что отрыжки не хватает :) Но это уже был бы перебор. Т.е. если бы я пел про то, что болею - доказательством бы был гнусавый голос. Короче, что-то, что ты не Говоришь, а Делаешь. Т.е. что просто нельзя никак подделать, сыграть или сфальсифицировать. И тебе начнут Верить.
3. Создать точку отсчёта.
"Пиво пенное под ритмы современные" - совершенно конкретный жизненный образ, знакомый ЦА, на котором, как на фундаменте, строится песня. Может, назвать это "Задать ситуацию, проблему"?
4. Болевые точки.
Автор обращает внимание слушателя на характерные, запоминающиеся, яркие моменты-образы и цепляясь за них, как альпинист за свои крюки, ползёт наверх, чтобы окончательно сорвать слушателю крышу. Автор не даёт слушателю расслабиться и отвлечься, потому что в каждой следующей строчке слушатель может услышать про себя, и он не может отвлечься.
5. Оригинальная структура.
Отказавшись от повторения мелодики-ритмики первого куплета, автор не даёт слушателю расслабиться, а заставляет снова внимательно слушать. Удерживают внимание, видимо.
6. Эффект загадки.
В начале песни бас сказал буквально 2 слова, словно загадав загадку. Перед 2-м припевом он раскрывается, давая разгадку. Это как у Чехова - в первом акте висит ружьё - в пятом оно выстрелит.
У Нойза, кстати, нечто подобное: в начале песни он сбросил на крышу машины, а продолжение этой сюжетной линии - только во 2-м куплете, в конце. Но ответ Нойз нам не дал - мы не узнали, чем закончилось. Со своей фантазией он мог бы накрутить чего-нибудь оригинального. Наверное, не думал об этом в таком разрезе.
7. Припев как способ закрепить пройденное.
Как у альпинистов - залез на новую высоту, вбил крюк, подстраховался, лезет дальше.
Может, припевов нужно было сделать больше, чтобы после песни они остались в голове и слушатель их непроизвольно напевал. Потому что у меня после прослушивания крутится много чего, и я даже не понимаю, что из всего этого припев, а что куплет. Т.е. припев я бы выделил более чётко, сделал бы его совсем непохожим на остальное. А пока что песня - как одно целое, без чёткого разделения на части.
Ещё мысль - песня полностью без припевов слушается тяжело, т.к. слушатель не чувствует точку опоры, песня ведёт его и не даёт остановиться, подумать, осознать, что происходит.
Соответственно, нужен определённый баланс между новой информацией и знакомой (припевами). В этой песне Дискотека Авария была на грани (как мне показалось). Ещё бы какая-то дополнительная часть перед вторым припевом - и я бы его "не дождался", т.е. как слушатель начал бы напрягаться.
По поводу минуса сказать особо нечего - нормальная танцевальная качающая (для 2000 года!) музыка.