[RAP, 6/10] Илья ЧП - Взлететь

Илья ЧП - Взлететь

2:53
iliya-vzletet

Общее впечатление 6/10.

Что мы слышим, кому оно написано и зачем?

Я затрудняюсь с однозначным ответом; что это было, я не понял. Похоже на классический рэпперский жанр "Мысли вслух". Написано, видимо, себе. Видимо, чтобы исповедаться. Это главное, над чем нужно работать - над темами песен. Прошли времена, когда можно просто читать мысли вслух и быть Тупаком, начались времена, когда нужно вырываться вперёд по всем параметрам, и тематика песен - один из главных параметров.

Первым делом у нас вступает минус, и с самого начала и до конца - минус мне очень понравился.

Далее вступает голос. Голос типичный рэпперский, каких сейчас много, и которые невозможно отличить друг от друга. Слышу в нём вялость - то ли исполнителю лень читать, то ли он устал, то ли стандартный вариант - не ходил на вокал, голосом пользоваться не умеет и потому читает как получается, а не как хочет. Тут ясно что делать - повышать чувство голоса, знакомиться со своим голосом, учиться его контролировать. И быстрее всего этому можно научиться, естественно, на вокале.

Периодически сбиваешься с ритма, что совсем печально. Вариантов два: ты понимаешь, что такое ритм; или не понимаешь. Если понимаешь, но забил на него - стыд тебе и позор! Не допускай таких косяков. Если что-то понял - делай всегда правильно, зачем фейлить? Если не понимаешь - подожди недельку, я напишу обучающий пост с картинками и, возможно, аудио-примерами.

И последний момент - это припев. Ноты слышишь, это уже хорошо. Поёшь в нос, не используя диафрагматическое дыхание, нет резонаторов, вялая дикция, нет энергии и так далее - всё это будет после 3-4 месяцев занятий с преподом по вокалу.

Что ещё можно улучшить. Голос слишком сухо звучит в том плане, что ему не хватает ревера, который бы сгладил несовершенства голоса и сделал бы в целом звучание более приятным.

В первом куплете был мат - его употребление вообще ничем не обосновано, потому что тема "Ебитесь, а я буду любить" была поднята только на 4-х строках и дальше в песне не поднималась. Не было смысла засорять песню с таким добрым минусом грязным матом.

В целом голос приятный, его хочется слушать, правда, недолго :), даже несмотря на перечисленные недостатки. Интонации интересно ложатся на тональность минуса, в целом, они мне нравятся. Заметил интонации Лок-Дога. Для звучания - это плюс, для уникальности - минус. Так же радует дикция - слышны все буквы. Но не радует "рэпперский" акцент (тоже слышал его у Лок-Дога). С акцентом тоже разберёшься на вокале, занимаясь с голосом.

На примере этого трека я хочу поговорить о записи тейками. О том, что трек был записан тейками, можно догадаться по отсутствию вдохов между четверостишиями и по нарушению целостности эмоций и интонационной мелодии. Тейки убивают целостность песни. Вместо песни получается запись диктора.

    • Товарищи рэпперы и музыканты! Вы не текст надиктовываете в микрофон! Вы - рассказываете слушателю свою историю! Тейки рвут её на части, и вместо песни получается исполненный текст.

Попробуй записать песню одним тейком. К концу куплета (16-тистрочного, а тем более 20-ти или 24-хстрочного!) у тебя изменится голос. Хоть чуть-чуть, но изменится. Он может стать чуть более уставшим (в хорошем смысле), или наоборот - ты разойдёшься и последние строки получатся более энергичными по сравнению с первыми. А может, будет так, что ты начнёшь спокойно, к середине разойдёшься, а к концу снова успокоишься. Или под конец ты немного выдохнешься (если много - редактируй текст). Всё это оживляет куплет, его становится интересно слушать.

Это называется - динамика. Когда части целого отличаются друг от друга, когда что-то меняется во времени. Это то, что удерживает внимание. А однообразное, монотонное исполнение внимание не удерживает, а наоборот, заставляет наше внимание привыкнуть к музыке и начать воспринимать песню как фон! Ну-ка, поднимите руку те, кто хочет, чтобы его песни слушали как фон? Пока делают уборку в квартире, пока моют посуду или сёрфят инет? Что-то не вижу рук.

Ладно, если хочешь писать тейками - пиши, только недолго и делай это правильно. А правильно будет так.

Например, ты, как наш сегодняшний автор, решил записать куплет из 16 строк четырьмя тейками по 4 строки. Делаешь так. Встаёшь к микрофону и записываешь первые 5 строк. Пять! В данном треке между четвёртой и пятой строчками Илья сделал бы естественный вдох. Далее он бы встал записывать второй тейк с 5 по 8 строчку. Но записывать он должен был бы начиная с 4-й строки! Начиная с четвёртой! И получится, что первый тейк и второй пересекаются двумя строками - четвёртой и пятой. Это нам даёт следующие преимущества.

Во-первых, не будет вот таких вот пауз, где должен быть вдох, а его почему-то нет. Эти паузы неестественны, если в этом нет какой-то глубокой задумки. Так что вдох мы оставим, причём у нас будет на выбор два вдоха - либо из конца первого тейка, либо из начала второго. Более того, у нас появляется длинный кусок, с помощью которого мы можем склеить тейки и найти наилучшую точку сочленения. Можно обрезать первый тейк прямо посередине четвёртой строки и туда же присобачить второй тейк. Кстати, это из личного опыта: самая хитрая склейка - посередине слов. Короче, лучше погнаться за двумя зайцами, чем стоять на месте.

Второй момент следующий. Когда люди пишут тейки встык (как писал Илья, ровно по 4 строки, без захвата строк из смежных тейков), то очень часто получается то же, что с бегунами при подходе к финишу.

Начинающие бегуны ставят цель: добежать до финишной линии. И они начинают тормозить уже при приближении к линии, из-за чего результаты, естественно, падают. Тренеры в таких случаях говорят: твоя истинная финишная линия - за 10 метров после финиша, беги к ней! - и бегун пробегает финишную линию на полной скорости, начиная останавливаться уже после неё.

По этой же причине нужно записывать тейк с запасом. Забегай за финишную прямую на полной скорости, не сдувайся перед финишом!

Третий плюс, который даёт запись тейков с пересечением, - из области тонких материй. Если писать тейки, как Илья, по 4 строки, то каждый новый тейк ты будешь писать с его начала, с первой его строчки. Т.е. первый тейк мы пишем с 1 по 4 строку, второй тейк - с 5 по 8, третий с 9 по 12 и четвёртый с 13 по 16.

При этом, если мы пишем весь куплет одним тейком, то когда человек начинает читать 5-ю строчку сразу после 4-й, он сохраняет эмоцию, его интонации логически связаны между собой и рисуют своеобразную мелодию, находятся в тонкой речевой тональности. Если же мы обрываем читку на 4-й строке, а потом новым тейком начинаем 5-ю - то всё это мы теряем. Эмоция рвётся, интонации теряют логичность, мелодия рассыпается, речевая тональность сменяется. Кайф однотейковых куплетов в том, что автор ведёт меня своей эмоцией через весь куплет, и забрасывает в припев. Это ведение - штука очень здоровская и отказываться от неё - ошибка.

Я повторюсь, это не такой очевидный момент, как если бы исполнитель промазал мимо бита или сфальшивил в припеве. Это - момент тонкий, из высших уровней. Вы можете его не слышать, но просто поверьте мне и перестаньте писать тейками. Один куплет - один тейк.

По тейкам можно писать в специфических ситуациях - например, если куплет задуман без вдохов для усиления напряжения (Оксимирон запись тейками использует как раз для этого. Например, в треке "День физкультурника"). По тейкам можно (иногда - нужно!) писать дабл-трек (так можно более точно попасть в собственные интонации, а о том, насколько это важно, я ещё напишу). Уверен, есть ещё ситуации, где использование тейков необходимо, но пока затрудняюсь привести.

Основной принцип такой: всё, что ты можешь сделать своими силами, не перекладывая на компьютер и звукаря - ты должен сделать сам. Поступая так, ты вкладываешься в себя, повышаешь своё мастерство. У тебя не будет проблем с живыми выступлениями. Ты будешь быстро записывать треки, звукорежиссёры будут тебя любить, потому что ты не добавляешь им проблем. Это из личного печального опыта звукаря. :)

На сегодня всё. С вами был Зеро. До новых разборок!


1ntroVert